Лепча Сиккима — искуснейшие охотники. В настоящее время охота, бывшая еще сто лет назад основным их занятием, почти вытеснена земледелием и разведением скота. Тем не менее, она играет еще немалую роль в их жизни.
Охотятся на птиц, оленей, медведей, диких свиней. Охотой на слонов и носорогов, прежде широко распространенной, они сейчас почти не занимаются, так как на нее наложен религиозный запрет.
Основное охотничье оружие — лук — выделывается очень тщательно. Бамбук для лука охотник срезает в сухой сезон, а затем окуривает его дымом от очага в течение довольно долгого времени. В зависимости от объекта охоты и ее способа употребляют четыре типа луков. Древки стрел делают из тростника, реже из бамбука, наконечники — железные, разнообразных типов; их смазывают ядом — аконитом.
Кроме лука, лепча используют на охоте ловушки всевозможных видов. Некоторые лепча, живущие поблизости от горных рек, занимаются рыболовством, но, так же как и охота, рыболовство играет подсобную роль в их хозяйстве.
Рыбу ловят как сетями, так и плетеными из бамбука ловушками. Практикуют также отравление водоемов. Обычно рыбу ловят коллективно, и весь улов делят поровну между участниками ловли.
Общинное землевладение лепча претерпело уже существенные изменения. В долинах пахотная земля делится на участки, закрепленные за отдельными семьями. В горах еще не так давно земля считалась собственностью общины в целом, но сейчас и эта земля начинает закрепляться
За отдельными семьями. Во главе общины, объединяющей несколько деревень, стоит староста из среды богатых лепча, занимающийся, помимо общественных дел, также сбором налогов и ответственный за выполнение правительственных распоряжений. Староста имеет право требовать от каждой семьи три дня в году бесплатной работы в пользу общины, но этим правом он широко пользуется в личных целях. В подчинении у него находятся несколько более мелких должностных лиц.
По религии лепча — ламаисты
По религии лепча — ламаисты (с середины XVII в.), приверженцы сект старого толка. В то же время у них сохранились некоторые доламаистские религиозные представления, связанные в основе своей с анимистическими верованиями. Лепча строго разграничивают богов и злых духов.
По их верованиям, боги благоприятствуют людям, и им приносят жертвы преимущественно продуктами земледелия, прося хорошего урожая. Злых же духов нужно, по верованиям лепча, все время умилостивлять, чтобы они не насылали болезней и бедствий на людей. В жертву злым духам приносят мясо и кровь животных, прося принять это вместо человека (действительно ли существовали у лепча в прошлом человеческие жертвоприношения, как можно предположить, остается невыясненным).
У лепча существует культ гор, наиболее яркой формой которого можно считать культ горы Канченджанги. Святилище горы состоит из двух групп особым образом расположенных больших необработанных камней. В центре каждой группы располагается самый большой камень; в одной группе он как бы олицетворяет божество Канченджанги, а в другой — его «жену». Это святилище известно у лепча как лха тпху, этим термином обозначается груда камней, воздвигнутая на горном перевале или на вершине горы, как благодарение божеству данной горы.
Святилище лепча можно считать доламаистским, связанным с их древнейшими религиозными представлениями. Ежегодно у этой святыни совершается большая церемония, кульминационным пунктом которой является принесение в жертву яка, чтобы получить благорасположение богов и умилостивить злых духов. Часть мяса яка варят, и жрец, смешав кусочки его с рисом и кровью яка, подбрасывает их в воздух и раскладывает по камням святилища как жертвоприношение злым духам. Оставшееся мясо делят между присутствующими, которые затем варят и съедают его.
Религиозные церемонии у лепча, кроме жрецов, осуществляют также жрицы. Жрицы в большей мере «общаются» с «потусторонними силами», чем жрец, главная обязанность которого состоит во врачевании и выполнении очистительных церемоний.
Праздники, отмечаемые лепча Сиккима, связаны как с сельскохозяйственным календарем, так и с их религиозными представлениями. Лепча отмечают большинство ламаистских праздников.
В некоторых районах Западного Сиккима обитают тибетоязычные лимбу, занимающиеся подсечно-огневым земледелием, охотой, куплей продажей скота. Лимбу живут по обе стороны непало-сиккимской границы, до р. Арун на западе.
В тераях Сиккима живут небольшие группы меч и дхимал, главное занятие которых — охота и собирательство. Они ведут полуоседлый образ жизни.