Тибето-китайская группа языков в Бутане

Распорядитель свадебной церемонии совершает жертвоприношения богам рода, богам с материнской стороны, богам дома. Весь цикл обрядов и торжеств, связанных с переездом молодой жены в дом мужа, занимает обычно три дня (полный цикл свадебных обрядов доступен только очень зажиточным). После завершения всех обрядов молодой разрешают иногда еще некоторое время пожить в доме своих родителей.

Язык лепча относится к тибето-китайской группе языков

По религии бхотии — ламаисты, главным образом последователи сект старого толка

По религии бхотии — ламаисты, главным образом последователи сект старого толка. Ламы, живущие в монастырях, могут иметь семьи. Бхотии отмечают праздники, связанные с ламаистской религией.

Другой группой коренного населения Сиккима являются лепча. Численность всех лепча вообще — около 40 тыс. человек, большинство которых живет в Сиккиме, а частично в районах Дарджилинга и Калимпонга в Западной Бенгалии. Одна группа лепча обитает в восточном Непале, отдельные их поселения есть в западном Бутане. Самоназвание лепча — ронгпа (от рот — долина; ронгпа — жители долин).

Язык лепча относится к тибето-китайской группе языков. С XVI в. они имеют свою письменность, которую изучают в начальных школах в районах их расселения.

Основным занятием лепча является террасное и отчасти подсечно-огневое земледелие; они занимаются также охотой и рыболовством; культивируют поливной и богарный рис, кукурузу, гречиху, просо, кардамон, кое-где — сахарный тростник. При работе на полях используют мотыги, заостренные палки, серпы; деревья и кустарник вырубают топорами.

В последнее время лепча стали использовать, но еще в незначительной мере, при обработке земли и плуг, заимствованный ими у индийцев и непальцев. Земледельцы содержат крупный рогатый скот, свиней, коз и домашнюю птицу. Овец содержат очень мало.

 

Верховную власть в стране осуществляет махараджа

Верховную власть в стране осуществляет махараджаВерховную власть в стране осуществляет махараджа, который управляет с помощью Совета министров. Высшим законодательным органом с ограниченной властью является однопалатная Национальная ассамблея» депутатов которой назначается правительством, а остальные избираются деревенскими старостами.

Ламаистское духовенство, владеющее большими богатствами, пользуется значительным влиянием в стране. Бутан, как и соседний Сикким отсталая аграрная страна, где основное население — крестьянство — несет гнет многочисленных поборов в пользу своих феодалов-помещиков.

Этнический состав населения Бутана почти не изучен. Основную массу населения составляют бхотии (само название страны означает «страна бхутов»). Особенно много их сосредоточено в западной и северной части Бутана. Их язык делится на говоры (или диалекты). Наиболее распространенные из них — дэджонг-кэ (диалект сиккимских бхотиев) и тро-мо-кэ. Скотоводы-бхотии (дрог-па), кочующие со своими стадами на севере княжества, говорят на особом диалекте (дрог-кэ), соотношение которого с другими диалектами пока неясно.

Деревенская организация бутанских бхотиев, как и других жителей высокогорных районов этой страны, сходна с общиной у бхотиев Сиккима. В Бутане живет также большое число лепча, которые занимаются главным образом земледелием и охотой. Основное оружие — лук с отравленными стрелами.

Своих покойников лепча Бутана хоронят в неглубоких могилах, закрываемых сверху большим плоским камнем; на краю могилы время от времени ставят жертвоприношения духу умершего.

На юге княжества, в жарких и влажных предгорьях Гималаев, обитает около 120 тыс. переселенцев из Непала, главным образом гурунгов. Они занимаются земледелием, держат скот. В лесах у подножия гор обитают меч, многие из которых говорят на непали. В этой же области есть несколько деревень, населенных санталами.

 

В районе Доркха

В районе Доркха, на юго-востоке Бутана, есть поселения киранти (рай) и лимбу — переселенцев из Непала. Интересно, что лимбу Бутана: хоронят своих покойников лицом в сторону Непала, их родины.

В районе Доркха, на юго-востоке Бутана, есть поселения киранти (рай) и лимбу

Переселенцы из Непала сохраняют здесь ту же систему деревенского управления, что и в Непале, только лишь слегка приспособив ее к местным условиям. Жители нескольких деревень избирают старосту общины (мандал), утверждаемого правительством, который собирает налоги. Земля, используемая под посевы кукурузы, освобождается от налогов. Налогом облагается содержание буйволов, крупного рогатого скота и овец, скот других пород налогом не облагается.

В восточной части княжества живет много выходцев из Ассама. В Бутане насчитывается до девяти диалектов (а, возможно, некоторые из них являются и языками), о которых науке ничего пока неизвестно и классифицировать которые не представляется возможным.

Население Бутана занимается земледелием во всех районах, где оно возможно. Наряду с террасным земледелием, в лесных районах практикуется и подсечно-огневое. Земледельцы селятся в долинах рек, и на прилегающих склонах гор. Поля орошают водой, распределяемой по системе каналов, содержащихся за счет деревенских общин. Главная культура бутанских земледельцев — рис, выращиваемый на полях на высоте до 2500 м.

Они возделывают также пшеницу, просо, кукурузу, на юге — хлопок. Из овощей культивируют картофель, редис, репу. Земледельцы, когда поспевает урожай, день и ночь охраняют поля от набегов диких животных. Сбор урожая — это время большого праздника.

На юго-востоке княжества развито садоводство (мандарины, апельсины, некоторые сорта банана). Наиболее многочисленны в Бутане стада овец, много лошадей (местная порода — мелкорослая лошадь,, годная под вьюк, но не верхового типа), разводят также свиней.

.