Агни-йога – это учение Живой Этики, в котором собраны все знания, накопленные вековыми практиками. Окончательно сформировалось это направление, являющееся так называемым «синтезом всех религий и йог», в XX веке. Агни-йога обладает очень глубоко осмысленными понятиями, но при этом она проста и понятна любому, кто хочет постичь ее мудрости. Без осмысления каких ключевых понятий нельзя осознать Агни-йогу и в чем заключается ее эффект? С этим разберемся в статье.
Понятие «Агни» в аюрведе
В аюрведе Агни понимается как биологический огонь, участвующий в процессах обмена веществ (метаболизме), изменяющий в теле и уме все от плотного состояния к более тонкому. В качестве таких изменений выступают:
- переваривание пищи и усваивание организмом веществ;
- преобразование информации, поступающей от органов чувств;
- умственные изменения и эмоциональные переживания;
- преобразования на клеточном уровне.
Сила Агни связана с пищеварительной функцией как ее стимулятор. Биологический огонь имеет кислую природу. Если Агни сбалансирован, человек будет здоров. Когда же возникает какой-либо дисбаланс, развиваются заболевания. Более подробно про то, что такое аюрведа, Вы можете узнать из статьи Что такое аюрведа.
В учении аюрведы говорится, что в теле и уме присутствует тринадцать Агни, одним из которых является Джатхарагни, отвечающий за переваривание пищи.
Несмотря на то, что Агни может проявляться в четырех формах (небесный огонь, животный, земной, минеральный), функции у них у всех одинаковые:
- варение, горение, преобразование (Пака);
- окрашивание, преимущественно в красный цвет (Рага);
- жар (Ушма);
- разум (Медха);
- отвага, сила (Оджас-Теджас).
Когда Агни правильно функционирует, находится в сбалансированном количестве и качестве, все в порядке. Это состояние называется Агнисамйей. Его непропорциональное уменьшение или увеличение хотя бы в каком-то одном аспекте приводит Агнивайшамйе – дисбалансу биологического огня, что приводит к болезням.
Всего Агни проявляется в четырех состояниях: Самагни, Вишамагни, Тикшнагни, Мандагни. Если первый представляет собой сбалансированный, нормальный огонь, то остальные три проявляются в разных отклонениях. Каждым из них соответствуют заболевания определенного типа.
Что такое Агни-йога
Согласно учению Агни-йоге Космический Огонь, то есть «Агни», является источником жизни. В основе абсолютно каждой жизни есть Огонь. Он соединяет все. Стоит ему уйти, как начинается процесс распада, разложения.
Учение Живой Этики вобрало в себя весь опыт, знания, накопившееся долгими веками с помощью многосторонних опытов. Если Ученик вдумчиво и с жадностью подойдет к познанию этих опытов, то все ответы даже на самые сложные ответы откроются ему.
Вестниками учения Агни-йоги в XX веке стала семья Рерихов. Елена Ивановна Рерих написала 14 книг, посвященных учению Живой Этики. Николай Константинович Рерих воплотил философию в своих картинах. Все Рерихи стремились дать светлую мысль всему человечеству.
Познакомиться с учением можно в книгах С. В. Стульгинскиса «Введение в Агни Йогу», «Космические легенды Востока» и А. И. Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи».
«Грани Агни Йоги»
«Грани Агни Йоги» – это серия книг, в которую входят записи Б. Н. Абрамова, являвшегося ближайшим учеником Н. К. Рериха. Эти записи были признаны Е. И. Рерих. Книга полезна читателям тем, что помогает в поиске ответов на вопросы, касающиеся назначения человека, его уровня ответственности перед Мирозданием. Записи Абрамова стали неким вместилищем идей семьи Рерихов относительно Учения Живой Этики.
Теджас Агни – огонь ума
Теджас Агни в аюрведе понимается как проявление Бога, тонкая форма Агни. Если на человека влияет доброта и благость (Саттва), Господь им доволен и разум его чист. Он может полноценно анализировать; игнорировать негативное; отличать, что способствует достижению духовного благополучия от того, что только мешает на пути к этому. Не совершается никаких неправильных действий, что влечет за собой страданий. Так, телесные доши сбалансированы, отчего со временем Теджас снисходит в тело в виде огня Самагни. Все это способствует нормальному пищеварению и обмену веществ, что делает человека красивым, здоровым и счастливым.
Сбалансированный Агни характеризуется такими признаками:
- отсутствие дискомфорта после еды;
- полноценное пищеварение без диспепсических расстройств;
- приятный запах дыхания и тела;
- хороший аппетит;
- крепкий иммунитет;
- жизнерадостность, активность.
Но может случиться и так, что человек попадет под влияние страстей (Раджаса) или невежества (Тамаса). Так называются доши ума в Аюрведе и они представляют собой низшие модусы природы. Под влиянием Раджаса и Тамаса происходит дисбаланс Теджаса, отчего Агни может или угаснуть, или ярко разгореться. Все это приводит к тому, что:
- в тканях накапливаются продукты обмена веществ;
- возникают проблемы с выделительной функцией;
- появляются различные заболевания.
Если причиной разбалансированности Агни (его избытка) стало доминирование Раджаса, то это можно распознать по таким признакам:
- кислая отрыжка, изжога;
- диарея;
- потливость, чувство жара;
- эмоциональная возбужденность;
- желание доминировать;
- ревность;
- зависть;
- расстройства пищевого поведения (переедание, прием несвежей пищи, торопливость или медлительность в процессе приема пищи и т.д.).
Когда Агни претерпевает недостаток под воздействием Тамаса, отмечается:
- замедленное пищеварение, затхлая отрыжка, чувство тяжести после еды;
- запоры;
- апатичность, лень;
- эмоциональная заторможенность;
- лишний вес;
- жадность.
Человек должен очень внимательно относиться к тому, что он делает, как думает, чем и каким образом питается.
Польза Агни Стамбхасаны и порядок ее выполнения
Асана очень полезна для улучшения кровообращения в органах малого таза, разработки суставов тазобедренных и плечевых суставов, устраняет поясничные боли, нормализует пищеварение.
Агни Стамбхасана – это поза, усиливающая огонь. Отлично подходит для медитаций, помогает восстановить душевное равновесие при депрессивных и стрессовых состояниях, так как эффективно успокаивает, избавляет от эмоциональных терзаний.
Порядок выполнения следующий:
- Сядьте в позу Баддха Конасану I (поза фиксированного угла).
- Лодыжка или левая стопа переносится на правое колено. При этом следует максимально возможно раскрыть стопы и поставить ладони на пол.
- Выполнение медленного наклона вперед с вытяжением позвоночника и упором седалищных костей.
- Если гибкость позволяет, можно углублять позу.
- Задержавшись в таком положении на 30-60 секунд, смените перекрест ног.
Но эту позу не рекомендуется выполнять, если ранее были травмы колен. Обязательно нужно следить за своими ощущениями в процессе выполнения асаны.