На вопрос о том, есть ли бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.
Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта
Нельзя сказать, что буддизм – религия без Бога, хоть и отрицает его как такового. Проблему стоит рассматривать гораздо шире:
- В учении буддизма присутствуют существа, в некотором роде приближенные к божествам (дэвы), но не в таком смысле, как божества западных религий. Они точно так же, как и люди, испытывают страдания, перерождаясь в «колесе сансары». Будда понимается наиболее мудрый среди божеств, «учитель богов».
- В разных школах буддизма есть понятия, отождествляемые с Богом – единая природа Будды или Татхагатагарбха.
Бог в буддизме называется разными именами:
- Творец или первопричина (причина появления мира и все в нем). Разумом нельзя постичь первопричину. Если выполнять «правильные» действия, то человек сумеет сам узнать ответ.
- Брахман – «душа мира». Он неизменный, бесконечный, недвижимый. Его тесно связывают с понятием атмана – «самостью», «высшим Я», «духом». То есть это духовная сущность, осознающая после «пробуждения» свое существование.
- Абсолют – первооснова всего. Тождественные понятия – абсолютный разум, абсолютный дух, абсолютное сознание и др.
Понятие Бога еще иногда связывают с почитанием «трех драгоценностей»: Будды, учения (дхармы), общины монахов (сангха). Относительно самого Будды две школы буддизма имеют свои представления. В Махаяне его понимают как Дхармакая, явившееся в мир с благими целями не в качестве обычного человека, а как высшее существо. В тхераваде придерживаются того убеждения, что Будда – это человек, сумевший достигнуть нирваны собственными усилиями.
Пожалуй, одна из самых важных доктрин буддизма – доктрина личности (анатмавада). Согласно ей, не существует понятия индивидуального и вечного «Я», также рассматриваемого как душа (атман). Согласно учению буддизма, именно «Я» является причиной возникновения привязанностей, влечений и страстей, а это – непрерывные страдания, порождаемые сансарическим существованием.
Брахма и другие божества, упоминаемые в Палийском Каноне
Создатель вселенной, то есть Брахма – один из богов, упомянутых в Палийском Каноне или Типитака
(ранние буддийские тексты, написанных на языке пали). Существует несколько миров и типов Брахм, но все они так же, как и люди, втянуты в сансару, отчего подвержены старению и смерти.
В текстах еще упоминаются другие боги буддизма: Лакшми, Притхви, Шива, Сарасвати, Вишну, Якши, Праджапати и другие. Но если в индуизме их принимают действительно как воплощение высшего божества, то в буддизме они точно такие же пленники сансары, как и люди.
Согласно учению Будды, боги в буддизме существуют в терзаниях между избытком удовольствий и постоянного беспокойства.
Упомянем также понятие боддхисаттвы (бодисатва, бодхисатва). Его следует понимать как существо с просветленным сознанием, того, кто достиг нирваны, но отказался уходить в нее ради спасения всего живого от страданий и сансары.
Значение Татхагатагарбха
Понятие Татхагатагарбха состоит из двух слов. Татхагата означает «тот, кто так ушел» или «тот, кто так пришел» (одно из имен Будды), а «гарбха» имеет носит два смысла:
- Эмбрион, зародыш. Это означает, что состояние Будды присуще каждому живому существу. Изначально каждый наделен божественной природой и может стать Буддой. Такая точка зрения присуща практически всем направлениям Махаяны.
- Вместилище, лоно. Согласно этой точке зрения, в каждом существе действительно есть сущность, называемая природой Будды. Но, вопреки ранее описанной теории гарбхи, провозглашается, что все живые существа уже и есть Будды. В рамках этого понимания есть два мнения. Тибетская ветвь Махаяны придерживается взглядов, что для того, чтобы стать Буддами, просто необходимо пробудить потенциал. Другие направления (например, дальневосточный китайский буддизм) полагают, что природа Будды уже пробуждена и для этого ничего не нужно делать.
Из всего вышесказанного следует, что понятие Бога в буддизме очень противоречиво. Отрицая его существование, буддисты, однако, не могут с точностью утверждать, что Бога нет. Исходя из сложности этого вопроса, в разных школах буддизма и были сформированы различные мнения относительно поиска ответа.